Минск, ул. Маяковского, 129А/1
Минск, ул. Короля, 47
Круглосуточно
Контактные телефоны:
Записаться к врачу
8
Дата публикации
19 июня 2023
ПСИХОЛОГИЯ
Автор : Евтуховская Елена Михайловна
Время чтения : 15 минут
Новость

Почти все дети испытывают страхи в возрасте от 2 до 8 лет. Большинство переживаний малыш преодолевает с помощью родителей или сам, но бывают ситуации, когда справиться с проблемой и избежать последствий под силу только специалисту.

В статье мы расскажем, почему появляются страхи и как с ними бороться.

Содержание:

Общие сведения

Детские страхи — один из самых популярных вопросов, с которым обращаются к детскому психологу. У малыша нет опыта регулирования эмоций, связанных с этим состоянием, поэтому участие родителей и специалиста часто просто необходимо.

Страхом называют переживания, беспокойства из-за реальной или несуществующей угрозы. С одной стороны, это проявление инстинкта самосохранения, но у детей это иногда связано с отсутствием прямой угрозы.

Специалисты считают, что детские страхи тесно связаны со способностью фантазировать: в 2–3 года ребенок начинает самостоятельно создавать новые образы и представлять ситуации. Так как он пока не оценивает ситуацию объективно, фантазия закрепляется и может перерастать в страх.

Причины детских страхов

Специалисты делят их на 4 большие группы:

  • событийные. Появляются как следствие события, которое ребенок запомнил как негативное. Он считает их угрожающими своему благополучию и боится повторения. Например, малыш мог испугаться громкого лая и начать бояться всех собак;
  • выдуманные. Предпосылкой появления становятся обычные сказки и их персонажи. Ребенок считает все увиденное или услышанное реально существующим;
  • внушенные. Источником появления психологи считают родителей и людей из ближайшего окружения, которые имеют высокий уровень тревожности, делятся своими опасениями с ребенком. Также причиной становятся запреты и излишние предостережения;
  • возникшие вследствие нарушения привязанности. Ребенок не ощущает поддержки от значимого взрослого и не ожидает от него помощи в трудной ситуации;
  • конфликтные. Среди основных причин появления страхов этой группы выделяют ссоры внутри семьи, развод родителей.

Также выделяют еще несколько критериев. По источнику возникновения страхи бывают:

  1. 1. Биологические. Самые ранние страхи, которые возникают на основе инстинкта самосохранения.
  2. 2. Социальные. Формируются в процессе развития, связаны с контактами с другими людьми.

Чаще других проблемы испытывают дети с такими типичными чертами характера, как впечатлительность, повышенная тревожность, склонность фантазировать. Также считается, что страх чаще испытывают девочки. Дополнительными факторами риска для их возникновения могут быть воспитание одного ребенка в семье, чрезмерная опека родными, ограниченное контактирование со сверстниками.

Какие страхи есть у детей в разном возрасте?

У малыша до года страх это физические проявления: напряжение, вздрагивания, беспокойство на уровне инстинктов. Ребенок, например, может бояться остаться одному, отсутствия рядом близкого взрослого, незнакомого человека.

У детей постарше могут проявляться страхи:

  • боли, отсутствия взрослых рядом, животных, огня, машин — с 2 лет;
  • наказания, ответственности за поступки, нелюбви родителя — с 3 лет;
  • темноты, сказочных существ — дошкольный возраст;
  • контактов со сверстниками, осмеяния, осуждения, смерти, болезней, катастроф — младший школьный возраст.

С трех лет страхи при отсутствии помощи в преодолении становятся глубже и эмоциональнее. Если не обращать внимания на них внимания, они могут перерастать в фобии — ярко выраженные реакции паники и беспокойства. Еще одним осложнением является невроз навязчивых состояний, когда мысли и действия, связанные со страхом, повторяются, а в характере появляется мнительность и тревожность.

Симптомы детских страхов

На их наличие указывают следующие признаки и поведенческие реакции:

  • отказ оставаться или спать в комнате одному;
  • желание быть со взрослым в любое время;
  • ночные кошмары;
  • жалобы на преследования героями мультиков, сказок;
  • зажмуривание при прохождении определенного места в комнате;
  • вскрики при смене освещения, громких звуках.

Эмоция проявляется не только изменением настроения, но и учащением сердцебиения, сбоем дыхания, мышечными спазмами. Переживания также проявляются плаксивостью, беспокойством, снижением аппетита, нарушением сна, появлением болей неясного происхождения.

Диагностика и лечение

Для выявления страхов и формирования у ребенка правильного отношения к пугающим вещам родители обращаются к психотерапевтам. Для диагностики используют:

  1. 1. Опросники. Специалист задает вопросы напрямую по опросникам Захарова, Акопяна.
  2. 2. Проективные методики в виде анализа рисунков, диагностических сказок.

Лечение часто бывает комплексным. Важную роль играет слаженная работа специалиста и родителей. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.

Психотерапевты чаще всего применяют несколько методик лечения:

  • Индивидуальная психотерапия. Страхи обсуждают, прорабатываются. В процессе снимается эмоциональное напряжение, меняется отношение к пугающей ситуации.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт беседует с родителями, чтобы выявить причину проблемы, и дает рекомендации по методам воспитания и способам взаимодействия с ребенком.
  • Сказкотерапия. Малыш сочиняет историю о страхе с хорошим концом, создает рисунок или фигурку в виде персонажа или предмета, которого боится. Затем они уничтожаются.
  • Обучение техникам расслабления. Специалист учит методикам расслабления, которые помогут ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно в стрессовой ситуации.

При ярко выраженных симптомах используются медикаменты.

Рекомендации родителям по преодолению детских страхов

Специалисты советуют мамам и папам:

  • создать обстановку безопасности и спокойствия;
  • поддерживать доверительные отношений с малышом;
  • отказаться от демонстрации доминирования, показа тревожности;
  • организовать досуг и творческих игры всей семьей:
  • обратить внимание на режим дня и особенно отход ко сну.

Если вы видите, что ребенок стал чего-то бояться, важно выяснить причину и ни в коем случае не смеяться. Покажите ребенку, что вы его союзник и можете защитить при необходимости. Можно разработать систему сигналов, придумать личных символических охранников.

Наберитесь терпения, показывайте ребенку поддержку и в трудных случаях не откладывайте обращение к специалисту. Возможно, проблема решается легче и быстрее, чем вам кажется.

Смотрите также: